Харьковский метрополитен готовится к переменам.
Интервью начальника Харьковского Метрополитена Леонида Исаева газете "Время".

Газета "Время" от 25 сентября 2001 года, вторник. № 106 (14931).

Сегодня легко заметить растущую тесноту в вагонах Харьковского метрополитена. А в утренние «часы пик» нам здесь предлагается совсем небольшой выбор — или ехать, как сельдь в бочке, или оставаться на перроне, пропуская самые забитые электрички.

— Вы что, не слышали о дефиците электроэнергии? — спросил вашего корреспондента начальник Харьковского метрополитена Леонид Исаев. — Или считаете, что на работе метрополитена это не отражается? Мы не просто ограничены в энергии, нам особенно необходимо экономить ее именно в упомянутый вами «час пик»…

— А еще потускнело освещение станций, поезда Алексеевской линии укоротились на один вагон, а эскалаторы…

— Одну минуточку, — остановил меня начальник метрополитена. — Вот как раз эскалаторы работают, и я не дам их остановить. Пожилые люди не должны и не будут по нашим крутым лестницам пешком передвигаться. А в остальном… Ищем возможности для сокращения расходов. Потому и сняли вагоны в электричках одной линии. Надеюсь, что временно…

— Тем не менее, весьма сомнительно, чтобы вы даже после удлинения этого маршрута смогли добавить вагоны в электричке.

— Я был и остаюсь оптимистом. А вагоны… Мы еще не расплатились с Мытищинским заводом за старый заказ. Как известно, недавно арбитражный суд обязал Харьковский метрополитен выплатить заводу 13 миллионов гривен. Да еще по два миллиона в месяц. В результате летом (впервые за 17 лет работы метрополитена) у нас была 10-дневная задержка в выплате зарплаты. Потом, правда, поблажку дали — разрешили ежемесячно платить «всего лишь» по миллиону. На данный момент мы должны москвичам около 6 миллионов и стараемся выдерживать график выплат. Надеюсь, что в марте полностью рассчитаемся…

— А как сегодня с вашей доходной частью? Недавно первый заместитель губернатора Александр Колесников как-то не очень ясно высказался по этому поводу: «Перевозки в метрополитене сократились, но сработали они за полугодие хорошо».

— Могу уточнить. Но для этого придется немного углубиться в арифметические подсчеты с 6 июня 2000 года оплата проезда в нашем метрополитене выросла с 30 до 50 копеек. В результате во втором полугодии число пассажиров сократилось на 14 проц. (в сравнении с 1999 годом). Потери пассажиропотока в первом полугодии этого года уже составили только 7 проц. И мы продолжаем сокращать имеющийся разрыв…

— Вы сейчас говорите о финансовых результатах или подсчетах пассажиров?

— О деньгах, разумеется. Если говорить о числе пассажиров, то здесь нужно упомянуть о студентах, которые ездят по половинному тарифу. И нам никто и не думает компенсировать эти убытки. Кстати, днепропетровский метрополитен никаких льгот студентам не предоставляет…

— Вы хоть так убыточны, хоть эдак. Поезда ведь все равно ходят...

— Тогда не жалуйтесь на неудобства. Впрочем, это я так… Я не устаю восхищаться нашим четырехтысячным коллективом. Несмотря ни на что, люди делают свое дело, стараются не подвести харьковчан.

— И все же, Леонид Алексеевич, все чаще стала отказывать техника метрополитена. Известно о замыканиях, задымлениях…

— Ничего подобного. Иногда случаются какие-то редкие единичные эпизоды… Если бы это происходило в любом виде наземного транспорта, на них бы и внимания не обратили. А в метро… Стоит у нас чихнуть — уже сенсация. А если вспоминать недавнее задымление… Мы после него объявили благодарность и наградили диспетчера и машиниста. Они отлично сработали, когда при испытании электрокабеля (его нужно было проводить ночью) кто-то в «Харэнерго» вместо 6 тысяч вольт включил 36 тысяч. Кстати, наш анализ показывает, что число различных технических неурядиц в метрополитене сокращается…

— Отлично. Если вы сегодня без дотаций и компенсаций так замечательно работаете, никто вам дополнительных денег и не даст.

— Я не раз подчеркивал, что нам не победить законов физики. Если какой-то узел требует смазки, масло нужно покупать. Без замены стершейся угольной щетки не будет вращаться электродвигатель. И так далее. В ближайшей перспективе нас еще ждут новые потери и неурядицы в результате готовящихся больших организационных перемен…

— ???

— «Укрзалізниця» намерена перевести метрополитены из своей системы в коммунальную собственность соответствующих городов. Правда, Киевский метрополитен уже три года в коммунальной собственности столицы. Остаемся мы и днепропетровцы. И возможности бюджета города Харькова нам отлично известны. Со столицей здесь тягаться и близко не приходится.

Разговаривал Аркадий ГЕНКИН.

Hosted by uCoz